Внедрение в учебный процесс и инновационные методы обучения

На кафедре инфекционных и тропических болезней с курсом «ВИЧ-инфекция и инфекционный контроль» в учебном процессе используются интерактивные методы обучения. Так, во время прохождения обучения на кафедре студентами  3 курса стоматологического факультета (группа 006-2 р) освоен метод кластерного анализа, который применялся при изучении темы занятия №3 «Парентеральные вирусные гепатиты». Суть метода заключается в подготовке обучающихся к восприятию новой информации. Для этого студентам предлагается записать на листе бумаги или на доске ключевое слово или предложение (изучаемую проблему), в данном случае «Вирусные гепатиты», далее предлагается обучающимся записывать термины, которые связаны с данной проблемой. По мере накопления информации студенты совместно с преподавателем устанавливают связи между понятиями и идеями, которые были предложены обучающимися. Важна роль преподавателя в данном интерактиве, необходимо записывать все идеи и мнения по проблеме занятия, не комментировать о качестве идей, принимать все представленные идеи, при необходимости направлять студентов на выбор правильных идей. Время на составление кластерного метода группой — 20 минут. Далее идет разбор темы занятия.  В завершении занятия предлагается студентам индивидуальное составление кластеров с последующей работой в парах или тройках, т.е. в малых группах. Данный метод интерактивного обучения позволяет развивать у обучающихся вариативность клинического мышления.

Кроме того, на занятиях этого цикла студенты 006-2р группы стоматологического факультета использовали для синтеза информации составление синквейнов.  Синквейн составляется по следующим правилам, которые студентам заранее объяснены. Составление синквейна может быть домашним заданием для обучающихся. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.

Ассистент кафедры, к.м.н. Смаил Е.М.

Поисковые слова: